
В Таджикистане исламисты призвали власти отменить все новогодние
торжества. Однако те решили поступить наоборот - встретить Новый год с
большим размахом. О причинах спора рассказал в интервью DW исламовед
Фаррух Умаров.
В крупных городах Таджикистана на площадях устанавливают елки. В этом
году власти страны обещают организовать для населения большую
праздничную программу. Наблюдатели расценивают это как ответ Душанбе на
призыв исламистов отменить все новогодние торжества в республике. С этим
призывом месяц назад обратился главный редактор сайта Партии исламского
возрождения Таджикистана (ПИВТ) Мухибулло Курбон, который предложил
направить средства, сэкономленные на праздничных мероприятиях, на
поддержку пенсионеров и детей из неблагополучных семей. Кроме того,
Курбон заявил, что празднование Нового года имеет христианские корни и
чуждо мусульманам.
В Душанбе устанавливают новогоднюю елку
Призывы отказаться от новогодних праздников в Таджикистане, 99
процентов жителей которого - мусульмане, звучат не первый год. Прошлой
зимой споры вокруг Нового года привели к тому, что группа радикалов
убила молодого душанбинца, нарядившегося в костюм Деда Мороза. Почему же
в Таджикистане, который еще недавно был образцовым светским
государством, безобидный праздник стал причиной идеологического раздора?
Об этом корреспондент DW побеседовал с исламоведом Фаррухом Умаровым,
экспертом Центра стратегических исследований при президенте
Таджикистана.
DW: Третий год подряд в декабре в Таджикистане вспыхивают дискуссии о судьбе новогоднего праздника. Получается, что процесс исламизации в обществе достиг такого уровня, когда отвергаются даже обычные светские даты?
Фаррух Умаров: Думаю, что споры вокруг Нового года идут не между представителями традиционного ислама и светским правительством, а между сторонниками политического ислама и светскими властями в Душанбе. Новый год - это светский праздник. Не исключаю, что заявление активистов Партии исламского возрождения Таджикистана нацелено на то, чтобы ослабить социальную базу светски настроенного населения. Ведь отмена Нового года будет воспринята в таджикском обществе как маленькая идеологическая победа исламистов, которые получат дополнительные возможности расширить круг своих избирателей.
Фаррух Умаров
Празднование Нового года - это одно из торжеств, духовно объединяющих
Таджикистан с бывшими советскими республиками. И можно предположить,
что ПИВТ преследует цель развернуть Таджикистан от культурной общности
со странами СНГ, в частности с Россией, в другую сторону. Может быть,
это делается даже в геополитических интересах каких-то держав извне.
Если это так, то, возможно, исламисты видят будущее Душанбе в другой геополитической плоскости. Кроме того, призывами отменить Новый год активисты ПИВТ обращают внимание на себя. Кто, к примеру, знал фамилию главного редактора сайта исламской партии, пока не появилось его воззвание к властям? Обидно, конечно, что такой безобидный праздник в Таджикистане оказался в политическом измерении.
- Получается, что сомневающихся в светских праздниках в Таджикистане все же много?
- Чтобы ограничить идеологические основы и опоры светского правительства, необходимо ослабить механизмы его воздействия на общественное сознание. Один из таких механизмов - празднование Нового года. Призывая отказаться от этого праздника, исламисты, возможно, хотят расчистить для себя поле, чтобы на освободившемся месте построить что-то новое. Могу предположить, что они рассчитывают, убрав прежние ценности и предложив что-то новое, увеличить свою идеологическую конкурентоспособность. Тем более что Таджикистан находится на пороге президентских выборов.
- Некоторые эксперты в Таджикистане говорят, что в стране новогодние торжества с размахом отмечают только в крупных городах, а население в регионах относится к ним с равнодушием. Вы согласны с такой оценкой?
- Действительно, можно заметить, что в сельских районах
Таджикистана новогодний праздник теряет свое прежнее значение. Однако
это связано не только с идеологией, но и с экономическими
обстоятельствами. Во-первых, этот праздник сопряжен с определенными
финансовыми тратами. Во-вторых, провинция живет в условиях
энергодефицита. Поэтому круг людей, отмечающих наступление Нового года,
сужается с падением уровня жизни.
- Чтобы увидеть рост религиозных настроений в обществе, достаточно проехать в полдень мимо любой мечети. Не считаете ли вы, что с ростом числа практикующих мусульман призывы отказаться от Нового года будут реализованы? Будут ли отмечать этот праздник, скажем, через 10 лет?
- Не думаю, что праздник исчезнет. Может даже, новогодний дух только укрепится. Хотя тут многое зависит от светского правительства страны. В плане идеологической работы с населением власти сегодня уступают представителям Партии исламского возрождения Таджикистана. Власти, руководствуясь конституционным принципом "никакая идеология не признается в качестве государственной", запустили работу с жителями.
Налицо серьезные упущения. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Освободившееся место заняли различные идеологические течения. Власти слабо работают с людьми, забывая, что светскость - это тоже идеология и нуждается в защите. Правительству нужно укреплять светскую культуру в обществе.
- А как можно укрепить светскую культуру? Ведь запретами, которые иногда применяют власти, ситуацию не только не поправишь, а еще усугубишь?
- Я рекомендовал бы властям для начала ввести в школах и вузах обязательную дисциплину - светскую этику. Это позволит формировать светскую культуру в Таджикистане почти с пеленок.

DW: Третий год подряд в декабре в Таджикистане вспыхивают дискуссии о судьбе новогоднего праздника. Получается, что процесс исламизации в обществе достиг такого уровня, когда отвергаются даже обычные светские даты?
Фаррух Умаров: Думаю, что споры вокруг Нового года идут не между представителями традиционного ислама и светским правительством, а между сторонниками политического ислама и светскими властями в Душанбе. Новый год - это светский праздник. Не исключаю, что заявление активистов Партии исламского возрождения Таджикистана нацелено на то, чтобы ослабить социальную базу светски настроенного населения. Ведь отмена Нового года будет воспринята в таджикском обществе как маленькая идеологическая победа исламистов, которые получат дополнительные возможности расширить круг своих избирателей.

Если это так, то, возможно, исламисты видят будущее Душанбе в другой геополитической плоскости. Кроме того, призывами отменить Новый год активисты ПИВТ обращают внимание на себя. Кто, к примеру, знал фамилию главного редактора сайта исламской партии, пока не появилось его воззвание к властям? Обидно, конечно, что такой безобидный праздник в Таджикистане оказался в политическом измерении.
- Получается, что сомневающихся в светских праздниках в Таджикистане все же много?
- Чтобы ограничить идеологические основы и опоры светского правительства, необходимо ослабить механизмы его воздействия на общественное сознание. Один из таких механизмов - празднование Нового года. Призывая отказаться от этого праздника, исламисты, возможно, хотят расчистить для себя поле, чтобы на освободившемся месте построить что-то новое. Могу предположить, что они рассчитывают, убрав прежние ценности и предложив что-то новое, увеличить свою идеологическую конкурентоспособность. Тем более что Таджикистан находится на пороге президентских выборов.
- Некоторые эксперты в Таджикистане говорят, что в стране новогодние торжества с размахом отмечают только в крупных городах, а население в регионах относится к ним с равнодушием. Вы согласны с такой оценкой?
- Чтобы увидеть рост религиозных настроений в обществе, достаточно проехать в полдень мимо любой мечети. Не считаете ли вы, что с ростом числа практикующих мусульман призывы отказаться от Нового года будут реализованы? Будут ли отмечать этот праздник, скажем, через 10 лет?
- Не думаю, что праздник исчезнет. Может даже, новогодний дух только укрепится. Хотя тут многое зависит от светского правительства страны. В плане идеологической работы с населением власти сегодня уступают представителям Партии исламского возрождения Таджикистана. Власти, руководствуясь конституционным принципом "никакая идеология не признается в качестве государственной", запустили работу с жителями.
Налицо серьезные упущения. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Освободившееся место заняли различные идеологические течения. Власти слабо работают с людьми, забывая, что светскость - это тоже идеология и нуждается в защите. Правительству нужно укреплять светскую культуру в обществе.
- А как можно укрепить светскую культуру? Ведь запретами, которые иногда применяют власти, ситуацию не только не поправишь, а еще усугубишь?
- Я рекомендовал бы властям для начала ввести в школах и вузах обязательную дисциплину - светскую этику. Это позволит формировать светскую культуру в Таджикистане почти с пеленок.
- Дата: 19.12.2012
- Автор: Беседовал Галим Фасхутдинов
- Редактор: Наталья Позднякова
- Поделиться Отправить Facebook Twitter google+ Другие…
- Обратная связь: Отменят ли в Таджикистане празднование Нового года?
- Напечатать Напечатать эту страницу
- Дата: 19.12.2012
- Автор: Беседовал Галим Фасхутдинов
- Редактор: Наталья Позднякова
- Поделиться Отправить Facebook Twitter google+ Другие…
- Ваше мнение
- Напечатать Напечатать эту страницу
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą